Технологии устройства асфальтобетонных покрытий с применением современной высокопроизводительной техники из материалов,созданных на основе вторичных ресурсов

На белорусских дорогах у водителей давно вошло в привычку высказываться о мастерах, которые асфальтировали дороги. На самом деле не всегда виноваты дорожники.

В печальную статистику ДТП немалую лепту вносит устаревшая строительная техника, не способная обеспечить должный уровень качества строительства дорожного покрытия. Асфальтоукладчики и катки – это механизмы, от которых в большой степени зависит уплотнение, ровность покрытия и соответствие уклонов, а также его долговечность.

Основным отличием, кроме производительности, одного асфальтоукладчика от другого является тип ходовой части, которая может быть как гусеничной, так и колесной.

Гусеничный тип предпочтительней при работе на менее прочных основаниях, большой ширине укладываемого слоя, укладке «холодных» и крупнозернистых смесей, а также на асфальтоукладчиках, занятых на больших объемах работ. В силу этого гусеничные асфальтоукладчики чаще всего применяются при строительстве дорог, а также взлетно-посадочных полос и дорожек аэродромов. Асфальтоукладчики Titan-326 и Super-600 оснащены трансмиссией, обеспечивающей бесступенчатое изменение скорости и реверсивное движения машины в рабочем и транспортном диапазонах. Благодаря точному позиционированию рабочих органов обеспечиваются требуемые параметры укладываемого слоя покрытия – толщина, уклоны, требуемое предварительное уплотнение даже при укладке очень тонких слоев. Трамбующие брусья с регулируемыми ходом и частотой ударов позволяют проводить предварительное уплотнение материала. Выглаживающая плита производит дальнейшее доуплотнение и формирование структуры поверхности слоя, чему способствует дополнительно наличие вибратора.

Окончательное уплотнение осуществляется прессующими планками, контактирующими с материалом укладываемого слоя постоянно. Подобная система уплотнение особенно эффективна при устройстве слоев с неравномерной толщиной. Трамбующие брусья и прессующие планки изготавливаются из износостойкой стали. Выглаживающие плиты изготавливаются из высокопрочного и износостойкого материала, имеют форму, позволяющую добиться равномерного износа.

Современные асфальтоукладчики отличаются от своих предшественников в области систем контроля и управления. Не последнюю роль в этом сыграли резко возросшие требования к ровности покрытий, обусловленные в свою очередь сильно возросшими скоростями движения и интенсивностью транспортных потоков.

Асфальтоукладчики Титан-326 и Супер-600 оборудованы автоматическими системами нивелирования, позволяющими даже на строительных участках большой протяженности получать требуемое качество поверхности укладываемого слоя, его толщину и необходимые поперечные уклоны независимо от ровности основания. В автоматическую систему нивелирования входят: датчик с лыжей для механического слежения за базовой поверхностью; датчик с рычажным щупом для механического слежения за предварительно натянутой копирной струной; ультразвуковой датчик для бесконтактного слежения за любой базовой поверхностью; широкополосный лазерный датчик высоты. Удобные системы управления укладчиками позволяют максимально упростить рабочий процесс и повысить качество выполняемых работ.

Для качественного уплотнения материалов конструктивных слоев дорожных одежд созданы новые поколения катков с высоким уровнем комфорта для оператора, большим диапазоном рабочих скоростей. Например, для уплотнения асфальтобетонов и полусвязных материалов применяется каток на пневмошинах AP-240 с возможностью выбора рабочей массы в зависимости от выполняемой работы от 10 до 24 тонн, имеющий двойное управление и автоматическую коробку передач. Благодаря перекрывающимся следам колес пневмокаток AP-240 позволяет получать чистую и гладкую поверхность при укатке асфальтобетонных покрытий.

Комбинированный сочлененный каток HD-90 объединяет в себе производительность виброкатков со сминающим действием пневмокатков. Эффект смятия, присущий пневмоколесам, дополнительно улучшает замыкание пор на поверхности. Катки HD-90 отличаются высокой способностью преодолевать подъемы. Применение HD-90 представляет возможность достигать оптимального уплотнения благодаря разумной технике контроля.

Контролируемое уплотнение намного эффективнее и экономичнее, чем практиковавшееся ранее уплотнение с взятием выборочных проб и базирующееся на количестве проходов катка по одному следу.

Использование оборудования, контролирующего степень уплотнения, имеет ряд преимуществ:

  • получение равномерного уплотнения, в том числе и при укатке многослойных конструкций
  • гарантии достижения требуемой степени уплотнения благодаря постоянной индикации степени уплотнения
  • обнаружение недоуплотненных мест в процессе укатки и возможности их дополнительной обработки
  • уменьшение количества проходов
  • отсутствие опасности переуплотнения
  • простота в эксплуатации и обслуживании

Применение системы динамического плотномера позволяет контролировать мгновенную степень уплотнения в данном месте. Более сложная электронная система может выводить степень уплотнения в графическом виде на дисплей оператора по следам (проходам) катка (разными цветами выделяются хорошо уплотненные области и области, где необходимо дополнительное уплотнение), скорость катка, частоту вибрации, другие данные, с сохранением их на электронных носителях, представляя возможность полного контроля за процессом уплотнения.

Технологический процесс устройства асфальтобетонных покрытий включает следующие стадии:

  • подготовку основания, укладку асфальтобетонных смесей
  • уплотнение уложенного слоя асфальтобетонного покрытия
  • контроль качества

Перед началом производства работ выполняется обустройство дорожными знаками участка дороги для обеспечения безопасности движения транспортных средств, пешеходов и самих работников. Затем автомобилями-самосвалами на объект доставляется смесь, которая подается в бункер асфальтоукладчика.

Перед укладкой асфальтобетонов, выполняются разбивочные работы, обеспечивающие соблюдение проектной ширины покрытия, поперечные уклоны и прямолинейность кромок.

Укладка смеси производится на основании норм по укладке дорожных покрытий. Как правило, смесь распределяется асфальтоукладчиком на всю ширину проезжей части, так как это экономично, но реально производится по полосам в пределах 300 м. Первоначально осуществляются работы по подготовке основания, далее производят его профилировку и доуплотнение катком. Работы по подготовке основания зависят от его вида укрепленное или неукрепленное.

Подготовку неукрепленного основания ведет бригада, состоящая из автогрейдера, катка, дорожных рабочих. Машинист автогрейдера производит профилировку основания под покрытие. Дорожные рабочие устраняют отдельные неровности и "задиры", а также подсыпают смесь. Машинист катка на пневмошинах массой 10 тонн производит уплотнение основания 8-10 проходов по следу. После этого производится окончательная планировка автогрейдером, с последующим уплотнением гладковальцовым виброкатком 6-8 тонн за 2-4 прохода по одному следу. В жаркую и сухую погоду основание необходимо увлажнять.

Подготовку укрепленного основания производит бригада из 4 человек с помощью поливомоечной машины и автогудронатора.

Между устройством нижнего слоя покрытия из бетонных смесей на органогидравлических вяжущих и уплотнением допускается перерыв протяженностью не более 30 минут.

Рекомендованное звено по укладке бетонов на органогидравлических вяжущих по СТБ 1415-2003, состоит из катка на пневмошинах массой 8 тонн и более и гладковальцевого катка массой 10 тонн и более.

Приступает к уплотнению каток на пневмошинах, проходящий по 6-8 проходов по следу, а затем окончательное уплотнение производит гладковальцевый каток, выполняющий 4-6 проходов.